Зачем фотографу накамерная вспышка

            Внешняя накамерная вспышка - один из самых полезных аксессуаров для фотографа. Практически каждый начинающий фотограф рано или поздно приходит к необходимости приобретения своей первой вспышки. Тут как раз и возникает целая масса вопросов, касающихся для чего и какую именно вспышку стоит покупать.

            Прежде чем сделать правильный выбор, стоит разобраться в каких ситуациях и при съемке каких жанров появляется необходимость использования накамерной вспышки.

            Начать стоит с активных жанровых съемок. Как ни странно, но именно вспышка позволяет значительно повысить качество репортажной и жанровой фотографии при ярком полуденном освещении. Так как накамерная вспышка не в состоянии соревноваться с полуденным освещением, то ее использование никак не влияет на части изображения, освещенные дневным светом. Общий светотеневой рисунок естественного освещения «в светах» не меняется. Но вот неосвещенные области, как-то глаза портретируемых, теневые стороны лица, куда не попадает солнечный свет, вспышка подсвечивает достаточно эффективно.

 

 

 

            В портретной съемке (постановочный портрет, свадебная фотография, модельная съемка) при естественном освещении на улице или в помещении от окна, вспышка будет гораздо полезней и удобней отражателя. В отличии от отражателя, мощность вспышки можно регулировать в очень широком диапазоне, что позволит более деликатно подсвечивать тени. Изменение цветовой температуры относительно источников естественного освещения не вызовет затруднений, поскольку в широкой продаже встречаются недорогие комплекты компенсационных гелиевых фильтров для вспышек.

            В макрофотографии без дополнительного света вообще не обойтись. Причем вспышка нужна специализированная — с креплением на объектив, в противном случае появится тень от оправы объектива. Без вспышки в макрофотографии будет не хватать света для съемки на закрытых значениях диафрагмы (f22-32), а открытая диафрагма приведет к малой глубине резкости и размытым снимкам.

            При съемке пейзажей опытные мастера фотографии часто используют накамерные вспышки для подсветки объектов переднего и среднего планов, а также съемок с мультиэкспозицией.

            Во всех перечисленных выше ситуациях, фотографы используют вспышку как вспомогательный источник света. Но так бывает не всегда. Есть достаточно большое направление в фотографии, где накамерные вспышки играют роль основных источников света и нередко в одном кадре могут быть задействованы 2-3 и более вспышек с дистанционным управлением. Так обычно снимают «стробисты», при этом они активно используют вспышки в сочетании с большим количеством разных специализированных светоформирующих насадок.

            После того как фотограф определил задачу, для которой ему нужна вспышка, наступает время для выбора уже конкретной модели этого оборудования, обладающей необходимым для решения поставленных задач функционалом. В частности, необходимо обратить внимание на такие важны характеристики как:

  • Мощность вспышки, она указывается как ведущее число — дистанция в метрах, на которой объект съемки будет достаточно освещен при диафрагме f1 и чувствительности кадра 100 ISO. Так как объективов в диафрагмой f1 в продаже нет, а чувствительность в кадре мы можем менять в зависимости от ситуации, при реальной съемке ведущее число вспышки стоит разделить на три — это покажет максимальную дистанцию, на которой вспышка будет действительно эффективной.
  • Основные режимы работы вспышки — как правило, это ручной режим, где все рассчитывает и настраивает фотограф, и автоматический TTL режим, когда камера полностью управляет вспышкой. Для фотографов, работающих с несколькими вспышками одновременно, может потребоваться специальный режим дистанционного управления и пуска. Такие вспышки стоят значительно дороже.
  • Автономность вспышки — сколько импульсов она может сделать на одном источнике питания, может ли быть подключен дополнительный источник питания, какой тип аккумуляторов используется во вспышке. Сейчас есть модели вспышек, использующие не традиционные аккумуляторы или батарейки формата AA, а специальные литий-ионные аккумуляторы такого же типа и размера, как и во многих цифровых фотоаппаратах. Это очень удобно, так как емкость и ресурс таких аккумуляторов больше и заряжаются они быстрее, чем пальчиковые.
  • Количество степеней свободы поворотного рефлектора вспышки — так как направление съемки не всегда будет совпадать с требуемым направлением освещения, предпочтительней приобретать вспышки, у которых поворотный рефлектор может быть развернуть в любую удобную сторону.

 

 

  • Диапазон зуммирования рефлектора вспышки — чем он шире, тем эффективней и экономичней будет работа самой вспышки, так как при изменение фокусного расстояния объектива на зуме необходимо изменять и угол освещение рефлектора, так удается избегать нежелательных затрат энергии источника питания.
  • Наличие режима высокоскоростной синхронизации вспышки — этот параметр позволит использовать вспышку на выдержках гораздо короче выдержки синхронизации затвора. Такое решение обеспечивает комфортную работу при ярком дневном освещении. Особенно полезной такая функция будет для любителей портретной съемки, предпочитающих работать на максимально открытых диафрагмах.
  • Наличие встроенных в рефлектор дополнительного выдвижного отражателя и рассеивателя для съемки со сверхширокоугольными объективами будет очень полезно при использовании вспышки в стесненных условиях внутри небольших помещений.

 

  • В случае приобретения макровспышки важным становится универсальность крепления вспышки на оправы разных по диаметру объективов, так как использование только одного специализированного макрообъектива сильно ограничивает творческую свободу фотографа.

            В заключении статьи стоит отметить, что выбор накамерной вспышки достаточно ответственный и сложный процесс. Но если фотограф точно знает, как он намерен использовать вспышку и в каких условиях ему приходиться снимать, технический консультант специализированного магазина поможет сделать действительно правильный выбор. Также не стоит забывать, что в случае интенсивного использования даже профессиональной вспышки, аккумуляторы для ее питания станут более предпочтительным выбором, чем обычные батарейки. На той же свадебной съемке за один день фотограф может потратить до 2-3 комплектов батарей, что очень быстро окупит высокую стоимость аккумуляторов.

            Надеемся, материалы статьи были интересны — удачных вам съемок.