Вертикальный кадр для портрета

 

            Практически каждый фотограф в своей практике сталкивается с необходимостью снять портрет. И многие из них полностью уверены, что для портретной съемки наилучшим образом подходит именно вертикальная компоновка кадра. Откуда родилось такое убеждение, можно ли снимать портрет горизонтально и как вообще правильно размещать портретируемого в кадре — именно об этом и пойдет речь в статье.

            Для того чтобы компоновать любой кадр, в том числе и портретный, необходимо знать хотя бы элементарные основы композиции. Большинство современных фотографов считают что правила композиции это тюрьма для свободы их творчества, что они ограничивают возможности фотографа и заставляют его снимать по математически высчитанным формулам.  Основным доводом в таких таких авторов служит фраза: «Я вижу совсем по другому, на меня эти правила не действуют и вообще великие фотографы часто нарушают правила композиции и их кадры становятся мировым достоянием.» Именно в вере в то, что правила композиции даже полностью их не зная можно каким-то образом нарушить и таиться самая главная ошибка такого мнения.

            Правила композиции нарушить просто невозможно, так как это не правила съемки, а правила восприятия зрителем плоского изображения в рамках изобразительной плоскости. Созданы они на основании статистических данных  полученных при наблюдении восприятия  большинства людей обычных плоских изображений. Другими словами, вы ни как не можете своей фотографией нарушить природу восприятия изображения чужим сознанием (сознанием вашего зрителя). Зритель все равно  увидит в изображении именно то что заложено ему природой и описано в уже существующих правилах. Так что если фотограф хочет чтобы его фотографии хоть кто-то оценил по достоинству, ему придется снимать по правилам, иначе ту мысль которую он хотел вложить в кадр (а ее красоту ни кто не отвергает) зритель просто не сможет прочитать.

            Приведем наглядный пример. Всем известно правило композиции смысл которого можно кратко описать как: «объект смещенный от геометрического центра изображения, смотрится более динамично и одушевленно чем объект расположенный строго в центре кадра». Вы можете постараться «нарушить» это правило и снять проезжающий автомобиль или идущего человека строго в центре кадра. В действительности вы ничего не нарушите, так как полученное изображение станет соответствовать другому правилу композиции: « для увеличение статики и фундаментальности главного объекта в кадре, необходимо распологать его строго по центру изображения». Фотограф будет уверен что гениально и по новому снял динамичное изображение, а зритель будет абсолютно уверен в противоположном — что фотограф гениально снял статический объект.

            Раз ценность и неоспоримость правил композиций теперь обоснована, стоит вернуться к главной теме статьи. Компоновка именно вертикального кадра в портрете наиболее обоснована, так как объект съемки в портрете (человек) расположен в кадре вертикально. О один из основных приемов композиции по выделению в каре главного объекта это «выделением масштабом». Располагая человека в вертикальном кадре удается наиболее гармонично и плотно заполнить пространство изображаемой плоскости кадра.

            Второй этап в построении портретного снимка  - это выбор крупности портрета. Тут то же действует правило «выделение масштабом»:

  • Если мы снимаем ростовой или поколенный портрет, то черты лица, жестикуляция рук и уж тем более глаза модели видны плохо и для зрителя главным становиться сама фигура портретируемого. Как он стоит или что делает, как одет и даже где он, обстановка в таком портрете тоже важна.
  • При съемке поясного и погрудного портрета интерьер (окружающая портретируемого среда) уходит из кадра и зритель автоматически переключается на руки и лицо модели. Тело самого челокека с тановиться как бы фоном для отображения его рук и лица. Важным остается так же одежда и аксессуары оказавшиеся в руках.
  • Когда дело доходит до съемки лицевого портрета — внимание зрителя переключается исключительно на мимику лица и глаза модели. На те эмоции которые передает зрителю портретируемый.

            Кроме масштаба и выбора формата кадра в портрете крайне важно правильность кадрировки изображения. Тут есть несколько правил которые просто необходимо соблюдать:

  • Недопустимо кадрировать по суставам конечностей модели, в противном случае будет казаться, что у портретируемго нет руки, ног или ампутированы кисти рук или пальцы. Звучит конечно нелепо, но выглядит именно так.
  • Если граница кадра касается плеча модели или проходит точно над ее головой, зритель будет думать, что вы отрезали что-то очень значимое из кадра. Такой снимок будет казаться незавершонным и смотреть его будет неприятно. Над головой модели и справа и слева от нее обязательно должно оставаться комфортное расстояние до границ кадра. Если портрет крупный и фотографу необходимо кадрировать саму модель (обрезать часть плеча например), то выполнено это должно быть однозначно для зрителя.
  • При свободном расположении модели в кадре, когда с одной из сторон от модели остается пустое пространство, фотографу необходимо принять решение с какой из сторон расположить портретируемого. Если оставить место для свзгляда модели (модель смотроит в пустую сторону кадра), то портрет будет спокойным и уравновешанным. Если наоборот заставить модель смотреть в границу кадра а пустое пространство оставить у нее за спиной — такой портрет будет эммоционально тревожным и некомфортным (хотя в этом может и состоять цель съемки).

            Если фотограф при создании портрета придерживается к изложенным выше правилам композиции, он может рассчитывать на благосклонное отношение зрителя к своим работам. Главное правильно и читаемо для самого зрителя донести идею закладываемую автором при создании портретного снимка.

            Что касается съемки портрета с горизонтальным кадрированием — это вполне допустимый композиционный прием. Но что бы он не был отторгнут восприятием зрителя, необходимо грамотно и осознано заполнить образовавшееся пустое пространство в кадре. Горизонтальный портрет имеет смысл если в нем намеренно оставлено место для участвующего в сюжете вторичного объекта или интерьера, в крайнем случае пустое пространство должно быть заполнено направлением взгляда смой модели.

            В заключении можно добавить, что нот в музыке всего лишь семь, но ни Моцарту ни И.С. Баху это не мешало создавать великие произведения и записывать их используя нотную грамоту. Правил же композиции намного больше и использование этого визуального языка для осознанного общения со зрителем ни как не сможет помешать гениальным творениям современных фотографов.