Особенности съемки телеобъективом

 

          Съемка телеобъективом действительно очень увлекательное занятие, оптика с большим фокусным расстоянием позволяет снимать объекты крупным планом, даже если они находятся далеко от фотографа. Но практика показывает, что для получения красочных и резких снимков с помощью телеобъектива фотографу необходимо уметь правильно работать с такой техникой.

            Если перечислить только основные дефекты изображений, которые не зависят от цены и качества оптики, а связаны только с нарушением технологии съемки телеобъективом, то получится следующий список:

  • Смазанные кадры — фотографии, не имеющие резкости из-за так называемого смаза изображения. Как правило, причиной такого брака служит нарушение короткой выдержки, определяемой по фокусу объектива и скорости движения объекта в кадре.
  • Размытое изображение — тут может быть две причины. Основная - это съемка в «нелетную» погоду, когда атмосферные осадки, пыль, загазованность или активное движение нагретого воздуха просто не позволяют сделать качественный кадр. И вторая причина - это съемка на полностью открытой диафрагме, что приводит к слишком маленькой глубине резкости и появлению хроматический аберраций.
  • Избыточная зернистость изображения, нерезкость и неправильная передача цветов является результатом съемки с использованием завышенных значений чувствительности кадра (ISO).


            Исправить такие дефекты очень сложно, так как они все взаимосвязаны. Для работы с телеобъективами необходимо знать и понимать основы определения оптимальной экспозиции кадра. Любой, даже начинающий фотограф хорошо знает, что изменение любого из трех экспозиционных параметров (выдержка, диафрагма и чувствительность) неизбежно ведет к изменению двух оставшихся, в противном случае изменится общая экспозиция и мы получим недосвеченную или пересвеченную фотографию.

            В основе всех вычислений лежит формула определения короткой выдержки по фокусному расстоянию объектива.

tк  ≤1/Fмм

Где:

 tк  - искомая короткая выдержка, зависящая от величины фокусного расстояния объектива,

Fмм — фокусное расстояние используемого телеобъектива в миллиметрах.

            А также ряд ориентировочных выдержек для съемки статичных и движущихся объектов в кадре:

1/30 — портрет сидящего человека,

1/60 — идущий человек,

1/125 — бегущий человек,

1/250 — велосипедист,

1/500 — машина при скорости 60 км в час (в городе),

1/1000 — падающая капля воды.

            Работает все очень просто. Сначала вы определяете выдержку для объектива - для объектива 200 мм вполне подойдет выдержка от 1/250 и короче. Можно, конечно, сразу поставить 1/2000, но в таком случае кадр потеряет очень много света и эту потерю придется восстанавливать. Или за счет поднятия чувствительности (что приведет к росту шума) или открытия диафрагмы (малая глубина резкости и увеличение хроматических аберраций). По этой причине лучше брать выдержку лишь немного короче, чем цифра фокусного расстояния.

            Дальше мы определяем скорость движения объекта в кадре по списку типовых выдержек. Например, когда мы снимаем черепаху в движении, то вполне очевидно, что для такого медленного объекта достаточно выдержки для съемки идущего человека (1/60).

            В результате этих вычислений, получено две разных коротких выдержки (1/250 и 1/60), чтобы определить короткую выдержку для будущего кадра, достаточно выбрать кратчайшую выдержку из двух определенных выше. Так мы гарантировано избежим получения смазанных снимков.

            Что касается атмосферных явлений, мешающих качественной съемке, тут есть только одна рекомендация — снимать в условиях пригодных для съемки. Стоит понимать, что для умеренных телеобъективов (с фокусным расстоянием до 200 мм), стандартных и широкоугольных объективов дождь, загазованность городского воздуха, туман или разогретый полуденный воздух не страшны. Съемка с такой оптикой происходит на относительно малых расстояниях до изображаемого объекта и даже не очень прозрачный воздух (сильный туман или густой дым разумеется исключение) не сможет при таких дистанциях навредить резкости кадра. Когда фотограф использует объектив с фокусным расстоянием 300 мм или 500 мм, ситуация кардинально меняется, расстояние до объекта увеличивается настолько, что даже легкая дымка или незначительное шевеление воздушных масс может радикально повлиять на резкость кадра.

 

            Остается решить последнюю задачу: оптимизировать экспозиционную пару для снижения чувствительности кадра и использования более оптимальных значений диафрагменного числа.

            Начать стоит с выдержки, так как этот параметр определен заранее и не может быть изменен. Удлинение короткой выдержки, как и было сказано выше, приведет в обязательному смазу изображения, а использование более короткой выдержки приведет к необоснованному увеличению чувствительности или открытию диафрагму.

            Дальше следует определить минимально возможную чувствительность кадра, идеальным можно считать значение 100 ISO, но так практически не бывает. Мало того, даже если  и удастся установить такую чувствительность, то только за счет полностью открытой диафрагмы и яркого полуденного освещения. В такой ситуации фотографу может помочь только практика и хорошее знание своей камеры. Любая камера начинает «сильно шуметь» не сразу, у нее есть некий порог разумной рабочей чувствительности (обычно до 800-1600 ISO), при котором получаемое изображение остается еще качественным. Используя показания экспонометра камеры, фотографу необходимо подобрать такую чувствительность кадра, чтобы выполнялись следующие условия:

  • она должна быть в допустимых по качеству пределах (до 800 ISO, например),
  • диафрагма при этом должна быть близка к диапазону f8-f11, что резко снизит влияние хроматических аберраций и исключит промахи фокусировки за счет сверхмалой глубины резкости,
  • чувствительность по степени своего воздействия на качество кадра превосходит влияние диафрагмы. Другими словами, если чувствительность не укладывается в нужный диапазон — лучше полностью открыть диафрагму,
  • при всех выбранных настройках освещенность кадра должна быть достаточной (определяется по показаниям экспонометра камеры).

Единственным исключением из вышеописанных правил является съемка неподвижного объекта камерой, установленной на надежный и тяжелый штатив (вес штатива от 3-5 кг).

 

            Подводя итоги, можно сказать, что качество фотографий, сделанных телеобъективом, очень редко бывает таким же идеальным, как кадры полученные короткофокусной оптикой. И гораздо больше на получение хороших снимков влияют не бренд и стоимость используемого объектива (впрочем - это тоже весьма важно), а условия съемки и навыки самого фотографа.

            Надеемся, материалы статьи были  интересны — удачных вам съемок.