ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ, ЧАСТЬ 2: «Правильный замер освещенности кадра».

ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ, ЧАСТЬ 2: «Правильный замер освещенности кадра».

 

  

 

            Современный фотограф, получив в руки идеальный рабочий инструмент в виде цифрового фотоаппарата, стал стремительно забывать навыки, приобретенные им в эпоху пленочной фотографии. И если навыки выбора нужной фотопленки или качественной ручной оптической печати действительно потеряли свою актуальность, то навыки работы со встроенным в камеру экспонометром остаются необходимыми и по сей день. Нажать на кнопку наугад, быстро посмотреть, что получилось на мониторчике камеры и, внеся примерную поправку, щелкнуть еще раз и так до тех пор, пока картинка не станет удовлетворительной — вот что современные фотографы называют «снимать в ручном режиме». А меж тем каких-то 10 лет назад любой даже начинающий фотограф мог определить необходимую экспозицию кадра еще до первого нажатия на спуск.

            В данной статье предлагаем вам восстановить свои знания, научиться заново пользоваться встроенным экспонометром современной цифровой камеры.

            Итак, начнем. Каждая современная камера оборудована встроенным экспонометром, это устройство помогает фотографу оценить освещенность будущего кадра и принять решение по установке экспозиционных параметров (выдержки, чувствительности и диафрагмы).

            Шкалу индикации экспонометра можно обнаружить в нижней строке видоискателя камеры, она появляется в случае установки на камере ручного режима управления экспозиции «М» и обычно она имеет обозначение:

 

           - <| . . | . . 0 . . | . . |> +

 

Или

 

            - 2 . . 1 . . 0 . . 1 . . 2 +

 

            Где цифрами на шкале указаны положительные или отрицательные отклонения от нулевой (эталонной) яркости кадра, при этом деления шкалы приведены в ступенях экспозиции (от -2 до +2 ступеней экспозиции).

            В видоискателе это выглядит следующим образом:

 

 

            Сам встроенный экспонометр (шкалу которого мы и видим в видоискателе) имеет в своей электронной памяти один единственный эталон (центральная метка шкалы) в соотношении, с которым они и измеряют количество света, поступающего в камеру. Чтобы снимок, сделанный по данным экспонометра, был не очень светлым и не очень темным, а средним (нормальным) по освещенности, в качестве эталона была выбрана средняя яркость – то есть карточка среднего серого цвета (18% карта KODAK).

            Вы будете удивлены, но во всех современных цифровых фотоаппаратах для того, чтобы получить правильное изображение белого объекта, необходимо намеренно сделать будущий кадр светлее в четыре раза (+2по шкале в видоискателе).

            Так, для съемки заснеженной равнины, нам необходимо специально пересветить снимок на две ступени экспозиции, не взирая на то, что экспонометр сообщает, что сюжет отклоняется от центра шкалы экспонометра на эти самые две ступени экспозиции. Если не «пересвечивать» кадр и просто добиться нулевой отметки по шкале экспонометра в момент, когда видоискатель камеры направлен на заснеженную долину, то будущий кадр получится серым. Ведь ноль шкалы экспонометра соответствует 18% среднему серому цвету (по яркости) и камера будет рекомендовать параметры для этого снимка, превращающие белоснежную целину в серую массу.

 

Прежде чем более подробно разобрать процедуру замера экспозиции с помощью экспонометра, стоит уточнить некоторые понятия:

 

Среднесерым считается именно 18% яркость, а не 50%, так как черный цвет практически не отражает света и его яркость стремится к 0% - 5%, а белый цвет отражает всего лишь 36% - 45% всего падающего света. Если не согласны, то проведите эксперимент. Возьмите белый лист бумаги и попробуйте пускать им солнечных зайчиков – ничего не получится. Правильно, потому что белый лист слишком много поглощает света, а вот зеркальце будет работать нормально, так как отражает примерно 95% падающего на него света. Так и получается, что серый цвет (средняя яркость 18%)  - это как раз середина между черным (яркость 5%) и белым цветом (яркость 45%).

 

Теперь понятно, что современный экспонометр хочет сделать весь мир серым, если же кадр должен быть темнее или светлее, нам необходимо об этом помнить и при необходимости вносить либо поправки в полуавтоматических режимах камеры, либо добиваться нужного отклонения показаний встроенного экспонометра при съемке в ручном режиме. Все это будет справедливо, пока кадр замеряется по всей площади в целом, мало того, должную яркость кадра приходится определять самостоятельно на глазок и уже после этого вносить поправки в работу экспонометра камеры. Но, к сожалению, это не слишком точный способ.

 

Однако есть и более точные способы и связаны они с выбором зоны замера экспозиции и заблаговременным точным замером яркости эталонного предмета.

 

Для начала, давайте разберемся с вариантами зон замера экспозиции. На приведенных ниже рисунках красной зоной показана область, в пределах которой производится замер.

Также стоит не забывать, что во время работы экспонометра каждая из выбранных зон должна быть направлена на область будущего кадра, которую необходимо замерить. Экспонометр находится в режиме замера непрерывно, и установка необходимых экспонометрических параметров имеет смысл, только пока объект замера не вышел за рабочую зону экспонометра. Так сказать, что будем снимать, то и замеряем и все параметры меняем, не отводя объектива от объекта съемки. Именно для этого все экспонометрические настройки продублированы в видоискателе камеры.

Варианты зон замера:

 

  • матричный замер – замер производится по всей площади кадра

 

 

  • средневзвешенный – замер производиться в центральной трети площади кадра

 

 

  • точечный замер – замер экспозиции производится в центральной точке кадра (не более 2% от площади кадра).

 

 

Теперь мы знаем, что можно уменьшить зону замера экспонометра до одной маленькой центральной зоны, что даст возможность выборочно произвести замер однозначно читаемой яркости в выбранном кадре, даже если она занимает малую площадь от него.

 

Пример.

Мы снимаем письменный стол с лежащими на нем письменными принадлежностями:

 

  • выбираем ручной режим установки экспозиции,
  • нам необязательно пытаться определить на глаз яркость всего сюжета относительно 18% серого, мы можем выбрать только белый машинописный лист, переключиться в точечный замер экспозиции и установить требуемые параметры выдержки, чувствительности и диафрагмы с таким условием, чтобы экспонометр, будучи направленный своей рабочей зоной на поверхность белого листа, показывал пересвет среднесерой 18% яркости (то есть отметки «0» экспонометра) на полных две ступени (+2Ev)
  • далее, так как установленные вручную параметры не могут быть изменены экспонометрической системой самостоятельно (как это происходит в режимах A, S, P), то не меняя настроек камеры и поворачивая ее, располагаем объекты съемки в кадре должным образом и снимаем.

            Вот собственно и вся наука. Конечно, и дальше можно продолжать настраивать яркость кадра наугад, делая несколько предварительных настроечных снимков. Но  современная фотография очень стремительна и требует от фотографа молниеносной реакции. Ведь сюжет может уйти в любой момент, и тогда на два или три предварительных снимка просто нет времени.

            Надеемся, материал статьи был интересен, удачных кадров и точной экспозиции кадра.